История села Красные Горы
История села Красные Горы
Напишите нам фотоальбом История храма Восстановление архивы гостевая книга
Рассказы про историю села

Красные Горы – связь веков.

«…. один век сменяет другой, третий и в наследство оставляет людей – носителей культуры, умений и навыков работы на земле предков. Жизнь в деревне находится в полной зависимости от форм государственного устройства, от войн и мирного времени, от действий местного правления. Наши деды и отцы жили в периоды расцвета и упадка духовной культуры и материального благополучия. Сохранили и передали потомкам не только памятники деревянной архитектуры, но и описания жизнедеятельности в окрестностях Красных Гор. В фотографиях своих прадедов мы узнаём свои черты лица, улыбки.Восхищаемся, плачем и удивляемся, читая воспоминания об их жизни в 19-ом веке. Из века в век, из рода в род передаются с кровью и фамилией жизнеописания прадедов, дедов и отцов – всё, что дошло до наших дней, что имеем в своей памяти и что передадим своим детям, живущим на родине предков….»

Старожилы в своих воспоминаниях пишут, что сухопутные дороги были слабо развиты. Одна сухопутная дорога называлась Большая дорога, которая шла вдоль реки Луги, продолжалась по деревне Волок и далее вдоль по реке Саба

Улицы деревень были выложены булыжником. В Сосновом бору на местном кладбище уже несколько веков находят последний приют жители окрестных деревень. Его здесь называют Новым. Старинный погост находится на берегу Красногорского озера. Там находили монеты времен императрицы Екатерины Второй. При погосте стояла с давних времен церковь во имя Великомученника Димитрия. В ней крестили детей и совершались Православные обряды. Со временем церковь пришла в ветхость и была заменена.

До сих пор передаются устные рассказы о том, как Красногорские крестьяне ещё задолго до отмены крепостного права получили волю, землю и леса в свое пользование. Помещица Екатерина Скобельцына была похоронена перед алтарем Храма в Красных Горах. Долгое время благодарные потомки тех крестьян праздновали ее день рождения. После получения вольной пошли развиваться и крепнуть роды деревенских жителей: Лосевых, Коротковых, Власовых, Гусевых, Любимовых, Трипольских, Тихомировых, Родионовых, Макаровых, Демидовых, Харламовых, Дадовых и многих других. В деревне жил купец Иван Спиридонович Ефимов и служил церковным старостой.

Крепко и надежно жили деревенские жители в 19 веке и имели большие семьи.В основном занимались крестьянским трудом. Дома старинные стоят до сих пор и продолжается в них жизнь потомков.

«Мужики измеряют мерой площади на общее число душ, потом делают жеребьевку по хозяйствам, какой порядковый номер, кто вытянет. Потом в порядке номеров, у кого сколько душевых наделов, отмеряется столько мер и ставится заметка. Прежде чем косить свою полосу, с одного конца на другой проходят по траве брод, волоча ноги. Получается прямая тропа шириной двух ног. Брать косой можно только полброда. Такой раздел происходит по каждой площади. Начинают выкашивать свои полосы под вечер или рано утром по росе по всей площади, разбираясь с соседями, чтобы не выкосить чужую. Дружно, весело идёт работа, особенно у кого есть много косарей.» (В.Савельев-дневники отца)

«..Оказалось, что многие в деревне нуждаются в кирпиче и на паях, сколько кому надо, решили найти мастеров кирпичного производства, чтобы выработали обожженного кирпича. Нашлись приезжие. Место в лесу, недалеко у деревни, у ручейка, с хорошей глиной, где и раньше вырабатывался он – сохранилось. В разгар весны закипела работа. Возобновили навесы для сушки сырца, столы для формовки, оборудовали хороший шалаш для жилья и отдыха. Началась формовка в раздвижных формах и раскладка сырца для просушки. Требуется простое оборудование для дела, дознание свойства глины с песком для кирпича и быстрые руки. Кирпич-сырец делали и сами в деревнях, но он годился не везде, нужен был и закаленный жаром. Быстро росли большие ряды сырца и подсыхали на теплом ветру солнцем. На ровной, утрамбованной площадке из сырца стали укладывать ряды длинных как бы печей с промежутками вверх, дополняли новым сыротоком, приноравливаясь к счёту заказанного с некоторым излишком. Печи-щели хорошо продуваются сквозняком, рядом с «заводом» растет смешанный лес и есть сухостой, все это топливо – дрова для обжига кирпича этой огромной печи. Заготавливаются небольшой длины кряжи. В низ печей с обоих концов закладывается «загнето» из сухостоя, на неё расколотые дрова и сверху «кругляк». Всё поджигается и пламя огня с дымом начинает гулять во всей огромной печи. Происходит медленное нагревание кирпичей, поддерживаемое загрузкой топлива длительное время, пока не прокалятся от большого жара и не будут готовы. Мастера наблюдают, чтобы не перекалить кирпича, не получилось железняка перекоробленного. Печи гаснут и кирпич медленно несколько дней остывает. Пока шло производство кирпича, кто-нибудь из мужиков приходил посмотреть как идут дела, но а мальчишки часто бегали посмотреть на диковинное дело, и кто-нибудь из мастеров лепил им из глины игрушки и на солнце сушил. Окончательно остывший кирпич разбирают и складывают по сортам. Потом зовут мужиков-заказчиков показать результаты труда и получить окончательный расчет за вычетом того, что было получено ранее.» (В.Савельев-дневники отца)

В 1913 году в деревне появилась почта и телеграф. В районе Красных Гор производились топографические работы. Название точек, где стояли топографические знаки – «маяки», до наших дней используют жители при обозначения местности.

Жизнь в деревнях во время первой Мировой войны замерла. Многие молодые мужчины были мобилизованы. Появились трудности и в крестьянской жизни и в ремесленном деле. На фронте первой Мировой войны, в Галиции, геройски погиб брат священника Михаил Тихомиров. Останки его были привезены в Красные Горы и захоронены у церкви. В последний путь проводить его пришли все жители села.

Гражданская война тоже не прошла незамеченной. Фронт остановился как раз рядом с деревней Красные Горы. И деревня переходила из рук в руки, то к «белым», то к «красным» несколько раз. По наши дни находят стрелянные пулеметные гильзы тех времен.

Уже несколько десятилетий в деревне Красные Горы закрыты: школа, больница, амбулатория, фельдшерский пункт. Канул в историю Красногорский сельсовет, ликвидировано отделение совхоза «Коммунар». Еле теплится библиотека в разрушающемся помещении клуба.

Чтобы сохранить то, что ещё осталось в традициях жизнедеятельности крестьянских родов, можно использовать духовный и творческий потенциал жителей деревень. Но для этого необходимо оказать внимание всем живущим поколениям людей на этой земле, достойной истории России.

Домой



Hosted by uCoz

Рейтинг@Mail.ru Санкт-Петербургская митрополия - официальный сайт Rambler's Top100